avn_msk (avn_msk) wrote,
avn_msk
avn_msk

Categories:

Артём Кречетников: Митинг на Сенатской площади

Оригинал взят у oldgoro в Артём Кречетников: Митинг на Сенатской площади

14 декабря исполняется 190 лет восстанию декабристов.

В советскую эпоху дату, наверное, отметили бы телевизионными программами, газетными публикациями и собраниями общественности. Нынче она проходит незаметно.

Из всего прошлого предлагается помнить только военные победы. На всем остальном лучше внимания не заострять, ибо порождает ненужные аллюзии и вопросы.

Вот, например, среди декабристов оказались девять князей и четыре графа. Как сие прикажете понимать?


Чего им не хватало?

Бывший московский градоначальник Федор Ростопчин откликнулся эпиграммой: "В Европе сапожник, чтоб барином стать, бунтует - понятное дело. У нас революцию делает знать - в сапожники, что ль, захотела?"

Декабристы заслуживают благодарности хотя бы за то, что показали: не все на свете продается и покупается, и в революцию идут не от бедности, а от гордости.

В XVII веке экономическое, культурное, военное превосходство Запада над азиатским тяглым обществом высветилось с беспощадной очевидностью.

С кем поведешься, от того и наберешься. Реформы Петра I, возможно, против его желания, привили хотя бы дворянству европейские понятия о личном достоинстве.




В середине XVIII столетия правительство предложило чудовищную по цинизму сделку: отказ от конституционных мечтаний в обмен на практически неограниченную власть над крепостными.

При Екатерине высшее сословие почти поголовно ее приняло. Часть следующего поколения усомнилась в своем праве владеть живыми душами и перестала довольствоваться положением, при котором даже представители элиты могут влиять на политику лишь постольку, поскольку правителю угодно их слушать. "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Лично допрашивая декабриста Николая Бестужева, Николай I решил поиграть в доброго следователя и сказал: "Знаешь ли ты, что я могу тотчас простить тебя?"

"В том и несчастье, что вы все можете сделать, что вы стоите выше закона", - ответил Бестужев.

Как ни парадоксально, воля была нужна не только и не столько крепостным, которые и в 1861 году обрадовались далеко не единодушно и не однозначно, сколько господам - чтобы из рабовладельцев превратиться в цивилизованный правящий класс современного общества.

Кто сапожник, а кто барин, в конце концов, неважно. Революции случаются, когда у тех и других возникает желание быть гражданами.

Не сбылось

А можно ли их избежать? Можно, если власть и передовая часть общества заодно.

Имеется множество свидетельств того, что Александр I все понимал не хуже декабристов и примерно так же, как они.

И в его окружении, и в тайных обществах шла параллельная умственная работа: что делать со снова отставшей от Европы Россией и, прежде всего, с позором крепостничества?

Царь проводил массу времени на международных конгрессах, явно чувствуя себя там лучше, чем дома, и стыдясь отечественных порядков. Дал либеральные конституции Франции и Польше.

Поручил подготовить проект отмены крепостного права, да не кому-нибудь, а графу Аракчееву. Тот был, прежде всего, толковым бюрократом и исполнительным служакой. Его вариант, по мнению историков, оказался лучше того, что воплотился через 40 лет. Ну, и чего было ждать?

Некоторые положения "аракчеевского" проекта перекликаются с тезисами "Конституции" Никиты Муравьева. Идеи витали в воздухе? Или придворные бюрократы были знакомы с наработками тайного общества?




Во всяком случае, его существование секретом для верхов не являлось. Дважды - в 1818-м и 1821 годах - тогдашние спецслужбы представляли императору подробную информацию с указанием фамилий. На втором докладе Александр написал: "Я сам в молодости разделял подобные идеи, и не мне карать за это".

С другой стороны, даже Павел Пестель, считающийся радикалом, по данным современного исследователя Юрия Пуздрача, намеревался испросить аудиенцию у императора и поговорить с ним обо всем откровенно. Помешала лишь внезапная кончина Александра.

Многие декабристы видели свою миссию в том, чтобы помогать правительству, и прямо заявляли об этом.

Были во многом непрактичными идеалистами? Возможно. Так вот и подключить бы к реформам опытных людей, знающих не только "что", но и "как". Например, умницу Сперанского.

О чем думал Александр, зная, что брат Константин не желает царствовать, а Николай - убежденный реакционер? Не хотел ссориться с крепостниками? Не доверял народу? Боялся "дестабилизации"?

В бытность президентом Дмитрий Медведев поднимал на щит Александра II. Но, по оценкам аналитиков, если с кем из царей сравнивать его, то с Александром I: поманил и не сделал вообще ничего.

Причем вина Александра больше: над ним никто не нависал, как глыба, он мог решать сам, да так и не решился.

А было ли восстание?

Здесь мы плавно переходим к самому интересному вопросу: было ли вообще в истории такое событие - восстание на Сенатской площади?

Бездействие декабристов на протяжении дня ставило в тупик поколения ученых.

Были бы малодушны и нерешительны, так вообще не поднимали бы бучу. О чем-то же они думали, на что-то рассчитывали?

Коммунистические историки толковали о "классовой ограниченности", и, кажется, были недалеки от истины.

В переводе с марксистского новояза это означает, что декабристы были либеральными реформаторами, в революцию их вытолкнули. Они и не планировали брутального переворота, не собирались что-то штурмовать, кого-то убивать или арестовывать. В момент передачи власти вышли на площадь, чтобы заставить правительство, наконец, обратить на них внимание и начать диалог, считая, что имеют на это полное право по своему положению и умственному уровню.

Надеялись, что их представителей пригласят во дворец, и день закончится, если уж не принятием манифеста об изменении строя, то как минимум решением создать комиссию для разработки проекта реформ. А Николай I вместо этого приказал зарядить пушки картечью.




Сдается, "восстание 14-го декабря" - миф. Состоялся, выражаясь современным языком, несанкционированный митинг на Сенатской площади.

Можно возразить, что вооруженных солдат на митинг не выводят. Но в крепостной России не было другого "народа". Кого могли декабристы позвать на площадь - собственных лакеев и кучеров?

Российской гвардии, которую историк Натан Эйдельман назвал "вооруженной общественностью", не впервой было играть роль, какую в более передовых странах выполнял парламент - ограничивать и корректировать монаршую власть. Только отцы и деды душили неугодных императоров офицерскими шарфами, а сыновья и внуки решили действовать более гуманно и цивилизованно.

Недаром практически все образованное русское общество - даже те, кто идей декабристов не разделял - сочло действия Николая несоразмерно жестокими.

"С ног до головы детина, с головы до ног - скотина. Немного царствовал, но много начудесил: 120 человек в Сибирь сослал и пятерых повесил".

Создатель знаменитого четверостишия по понятным причинам остался неизвестным. Авторство приписывали Пушкину, и многие историки и литературоведы склонны верить, прежде всего, из-за редкого и в те времена слова "чудесить", использованного в аналогичном контексте в "Сказке о царе Салтане".

Если бы в ту пору подобное возмущение в войсках случилось в Британии, пятью повешенными не обошлось бы. Но там были парламент, политические партии и свобода печати. У людей - по крайней мере, занимавших в обществе такое же положение, как декабристы - имелась легальная возможность критиковать и менять правительство. Соответственно, и власть имела больше морального права защищать себя - если потребуется, жестко.

Место в истории

И последний момент, о котором почти не вспоминают.

По "делу 14 декабря" оказались под следствием 579 дворян – офицеров и, по выражению Николая, "каналий фрачников". Большинство были оправданы, 121 человек приговорен к каторге и ссылке, пятеро повешены.

Их имена остались в истории навсегда. Уж кто считает героями, а кто вредными смутьянами, но все запомнили.

В каре на площади стояли три тысячи солдат - вообще ни в чем не повинных, ничего не понимавших, не решавших, вышедших по приказу командиров, "за Константина и его жену Конституцию".

В ходе пушечного расстрела погибли, по разным данным, от 80 до 120 человек: солдаты и собравшиеся поглазеть петербургские простолюдины. Есть свидетельства, что раненых добивали, а тела, пользуясь наступившей темнотой, спускали под лед Невы, чтобы преуменьшить масштаб случившегося.

После разбирательства тысячу солдат прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь. Не вынесли наказания от 100 до 150 человек. Наверное, лучше быть повешенным, чем умереть под градом палочных ударов.

"Вилки" свидетельствуют об одном: никто толком не считал. И никто не помнит не только их имен, но и самого факта расправы. Вот пятеро людей "из общества" - это да!




Можно понять дворян Пушкина и Герцена. Но и крестьянский сын Тарас Шевченко принимался целовать пять профилей на обложке альманаха "Полярная звезда", и попович Добролюбов срифмовал: "Не смогли мы смело поддержать их дело, и сложили головы за братии Пестель и Кондратий". А остальные - словно и не было их.

Среди 121 "каторзника" (игра слов от французского quatorze – "четырнадцать") женатых насчитывалось 23. Люди молодые, к тому же для мелкопоместных дворян семейная жизнь была несовместима со службой по материальным причинам. Женившись, приходилось подавать в отставку и жить в деревне.

Из 23 жен поехали за мужьями 12, еще две хотели, но им не позволили, остальные приняли иное решение.

С сосланными рядовыми отправились в Сибирь сотни солдаток, но в поэме Некрасова "Русские женщины" про них ни слова.

Как тут не вспомнить отношение к сталинскому террору. По выражению историка Марка Солонина, потомки тысячи репрессированных крестьян никогда не привлекут к трагедиям своих семей такого внимания, как потомки одного члена политбюро.

Несправедливая все-таки особа история! Впрочем, где ее, справедливость, вообще найдешь?

Хотя можно посмотреть на эту ситуацию иначе.

Княгини Трубецкая и Волконская совершили подвиг потому, что им было, что терять.

Имена рядовых история не сохранила именно оттого, что те ничего не понимали, не решали и не обдумывали, а случайно угодили под беспощадный каток.

"Невинные жертвы, вы славы не стоите. В стране, где террор - государственный быт, невинно раздавленным быть не достоинство. Уж лучше за дело раздавленным быть".
(...)


Tags: Россия, история, царизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments